История картинга в СССР

dasaaf

 

История и Развитие Картинга в СССР

 

На Украине первый карт сконструировал и собрал в 1959 году харьковчанин Эдуард Костенко. Затем он показал микроавтомобиль приятелю, инженеру Виталию Енину. Енин — мастер спорта по авиамоделизму, член сборной команды Советского Союза, обладатель всесоюзного рекорда в классе гоночных моделей с объемом двигателя 1,5 кубических сантиметра — сразу отдал симпатии новому виду спорта, и разработка и сборка второго карта в Харькове проходила уже под его непосредственным руководством. Вслед за харьковчанами к разработке и постройке картов приступили в Одессе досаафовцы Виктор Кулешов, Федор Шахматов и Евгений Ходанович.

Дата рождения картинга как спорта в Советском Союзе относится к 1960 году, когда на лед Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Москве в перерыве между финальными заездами спидвеистов выехали два карта.

Весной 1962 года в Харьков с показательными выступлениями приехала группа латвийских гонщиков-картингистов, которые гастролировали по стране, соревновались на велотреках, и многочисленные зрители приходили на их выступления как на цирковые представления.

Харьковчане приготовили гостям сюрприз: когда те готовились стартовать во втором заезде и судья на линии расставлял участников по местам — вдруг, к удивлению латвийских спортсменов, на дорожке велотрека появился харьковский карт. Неказистый, на смешных высоких колесах от мотороллера, но свой, харьковский. Конечно, соревноваться на этой несовершенной машине с соперниками было сложно, да это, собственно, и не входило в планы организаторов показательных выступлений. Преследовалась иная цель: привлечь внимание общественности к новому интересному виду спорта.

В эти же дни в Киеве председатель городской федерации автомотоспорта Артем Акопов созвал на экстренное совещание тех членов федерации, кто был в городе, и сообщил, что вскоре из Харькова прибудут рижские автогонщики и на велотреке продемонстрируют спортивной общественности столицы Украины новый вид автоспорта — картинг.

В день показательных выступлений погода испортилась. Первые два заезда прошли благополучно, но в перерыве перед третьим пустился дождик, и представитель гостей заявил, что езда по мокрой дорожке представляет серьезную опасность для жизни гонщиков и поэтому, очевидно, выступления придется перенести на следующий день.

Судейская коллегия была в замешательстве, не зная, как поступить в данном случае. Но подошел киевский тренер по автомотоспорту Юрий Мазуркевич и объяснил, что на мокром бетоне сцепление с дорогой не хуже, чем на сухом асфальте. После этого выступления (рижане привезли с собой 4 карта) продолжились.

«Чемпионат в Москве По картингу»
В 1963 году в Москве состоялся первый чемпионат Советского Союза по картингу. В те годы тон в новом виде спорта задавали прибалтийские спортсмены. И это было совершенно закономерно: карт они построили одними из первых в стране, они же раньше других поняли перспективность этого вида спорта и приступили к строительству специальной картинговой трассы. Программа первого чемпионата страны включала два вида соревнований: сперва участники состязались в мастерстве вождения на асфальтированной площадке, а затем перешли на велотрек. Спортивную честь Украины защищали известные в прошлом мотоспортсмены Федор Шахматов, Леонид Карачун и Александр Булаевский — все из Одессы.

Участникам предстояло помериться силами на картах с кубатурой двигателей до 125 и 175 кубических сантиметров (в настоящее время класс <175> исключен из внутрисоюзных чемпионатов). Команда Украины заняла общее пятое место, а в личном зачете Шахматов в гонке на треке завоевал бронзовую медаль.
Второй чемпионат страны проходил в Харькове. В то время в каждом классе участники выступали в трех заездах. Судьба золотой медали на картах <125> решалась в споре между Федором Шахматовым и Владисом Аллипере из команды Эстонии.

Одессит лидировал после двух заездов, уверенно стартовал в третьем и, казалось, что победа близка: перед последним кругом гонщик из команды Украины опережал соперника более чем на 100 метров. И вдруг случилось неожиданное: увлекшись гонкой, Шахматов объехал не с той стороны автомобильную покрышку, которыми, как правило, обозначается конфигурация трассы. Из-за допущенной ошибки результат Шахматова в третьем заезде был аннулирован, и в кольцевой гонке одесский картингист занял лишь пятое место. На треке все представители Украины выступили успешно: Юрий Данилов показал второе время, Федор Шахматов финишировал третьим, а Виталий Енин вошел в первую десятку.

 После окончания чемпионата собрался картинговый комитет, на котором был поднят вопрос о включении в календарь всесоюзных и республиканских соревнований по автоспорту гонок на картах по льду. Федерация автомобильного спорта СССР поддержала предложение о целесообразности культивирования картинга круглый год, и в том же 1964 году в Москве на стадионе <Спартак> состоялись первые всесоюзные соревнования.

бел